⚓ «Адмиральский чай»: интервью с капитаном 1-ого ранга Алексеем Лушниковым. Мы продолжаем наш совместный проект с Севастопольской кают-компанией. В эфире телеканала «Россия» — новая серия проекта «Адмиральский чай».
Почетный председатель Севастопольского совета ветеранов-подводников, капитан 1 ранга Алексей Иванович Лушников сегодня активно занимается общественно-просветительской деятельностью, военно-патриотическим воспитанием молодежи, вместе с боевыми товарищами по мере сил и возможностей решают социальные проблемы ветеранов.
Путь к морю:
Родился он в селе Новая Студеновка Пензенской области. Через год родители в поисках лучшей доли переехали в Горьковскую область.
Отец работал в колхозе рядовым полеводом. Потом дорос до бригадира. Вырастил рекордный урожай овса и был премирован патефоном с двумя десятками пластинок. По тем временам для села - премия очень весомая.
Позже отца перевели на должность управляющего отделением совхоза в 40 км от Горького. В этом отделении были пойменные луга и овощеводство открытого грунта. Мать получила орден «Материнская слава» II степени.
В семье было уже восемь детей. И сам Леша пошел работать в совхоз. Сначала лошадь под уздцы по полю водил, овощи окучивал, выпасал лошадей и быков совхозных.
Потом доверили управлять конными граблями. А было мальчишкам по 12-14 лет. Шла война. Но шла она вроде бы где-то далеко. И ребята работали с огоньком, весело.
Старший брат, 1922 года рождения, был призван на флот и в те годы служил на Каспии после окончания Бакинского училища строевых старшин.
В 1944-м его назначили старшиной роты Горьковского военно-морского подготовительного училища. И брат взял Лешку к себе в роту...
Потом он оказался в Севастополе, где формировалось Высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Здания учебного корпуса не было, казармы и столовой - тоже.
Пришлось активно помогать строителям. Выделялись на подсобные работы целые классы. После окончания училища в 1952 году всех распределили по специальностям.
Алексей получил назначение в минно-торпедную группу на плавбазу «Эльбрус» командиром БЧ-2-3.
На «Эльбрусе» была объединенная боевая часть - артиллерийская и минно-торпедная. Вот молодому лейтенанту Лушникову и досталась эта офицерская должность, первая в его жизни.
А в марте 1953 года его вызвали в штаб 180-й бригады учебно-строящихся подводных лодок и приказали временно возглавить БЧ на выходящей из ремонта средней подводной лодке «Щука» - Щ-215.
Прежний командир находился на курсах в Ленинграде. Пытался возразить лейтенант: дескать, я ж не подводник. Ответ был лаконичный: «Вы специалист по минно-торпедной части? Вот идите и возглавляйте ее».
Так Лушников стал подводником. Отходили на этой лодке все испытания после среднего ремонта. А это месяца полтора-два. Вызывает командир и предлагает на постоянную службу на лодку переходить.
Вроде как и зарекомендовал себя хорошо, и в экипаж вписался. Двое суток на размышления. Посоветовавшись с супругой, Алексей Иванович и дал согласие.
По полной схеме:
В июле 53-го из Николаева в Севастополь пришла новая подводная лодка 613-го проекта С-71. Лушников возглавил на этой лодке боевую часть 2-3. Командовал лодкой капитан 2 ранга Петр Шилюк.
Служба пошла гладко, и на следующий год Алексей получил звание старшего лейтенанта. В конце 1954 года Лушникова переводят в 11-й учебный отряд преподавателем минно-торпедного оружия и электротехники.
Алексей пишет рапорт и просит направить его на специальные минные классы в Ленинград. Особых возражений у командования не было, но твердо поставлено условие:
успешный выпуск матросов учебного отряда. Выпуск прошел с блеском. Класс Лушникова по всем показателям занял первое место.
В 1957-м Лушников окончил минные классы и получил назначение в Севастополь на лодку С-75 проекта 613. Командовал ею капитан 2 ранга Николай Михайлович Истратов. Очень хороший командир, с большим опытом.
Его за глаза называли Батей. Для экипажа он был как отец родной. Но отец отцом, а служба службой. Он воспитывал и учил офицеров самостоятельно управлять боевыми частями и командовать подводной лодкой.
По окончании рабочего дня личный состав с лодки уходил на базу, а Истратов собирал офицеров в отсеке, выключал свет, и начиналась учеба с шишками и синяками. Материальную часть осваивали по полной схеме. Командир ставил новые аварийные задачи. Офицеры их решали.
С очередным званием капитан-лейтенанта пришла и должность помощника командира лодки. А затем Лушникова переводят старшим помощником командира на новую лодку 633-го проекта С-36.
Лодка была построена в Сормово. Пройдя все государственные испытания, она должна была уходить на Север. Офицеру светил служебный рост, адмиральские погоны маячили.
Но в семье Лушниковых рос сын, инвалид с детства. Он находился под наблюдением врачей в Севастополе. От карьеры пришлось отказаться.
По просьбе Алексея Ивановича командир бригады переводит его на лодку С-70 проекта 613, а старшего помощника с той лодки - на С-36. И лодка С-36 ушла на Север.
В 1963 году Лушников окончил командирские классы в Ленинграде и получил назначение командовать подводной лодкой М-260. Это совершенно новая малая подводная лодка 615-го проекта.
Размещалась бригада этих лодок в Балаклаве у плавпирса на восточном берегу бухты рядом с плавбазой. Там, на берегу, выше по склону горы, были казармы, штабы 27-й бригады и дивизии.
Особенностью этого проекта была возможность работать дизелям в подводном положении с циркуляцией воздуха по замкнутому циклу.
Отличала лодку очень высокая пожаро-взрывоопасность. Их даже прозвали «зажигалками». На лодках были красномедные цистерны по 6,5 тонн с жидким кислородом. Благодаря ему дизеля работали под водой.
Отработанные газы поступали на очистку для последующего использования. Аппаратура подачи и контроля кислорода была очень дорогой и очень капризной.
А потому и случаев аварийных на «зажигалках» было много. Служба была по-настоящему опасной и напряженной...
Боевое дежурство:
С «зажигалок» капитан 3 ранга Лушников ушел в 1966 году на среднюю лодку 613-го проекта С-147, которая пришла с Севера и базировалась в Севастополе. Этой лодкой он и командовал до 1973 года. Она завоевала звание отличной.
На рубке были нанесены знаки, свидетельствующие об успешно решенных учебных задачах по поиску и уничтожению условного противника. Лодку перевели в подкласс противолодочных.
И она в составе разнородных сил флота решала всё более сложные задачи. По итогам учений трижды завоевывала призы командующего и главкома.
Средние подводные лодки 613-го проекта могли нести ядерное оружие, что они и делали. Боевые дежурства они несли в Донузлаве, имея по две торпеды с ядерными боеголовками.
Боевое дежурство могло продлиться два, три, четыре месяца. По приказу командования выходили в море для проверки боеготовности лодок.
Специальная боевая служба неслась и в Черном море у Босфора, и в Средиземном. И так же с ядерным оружием на борту.
Во время одной из таких боевых служб на лодке Лушникова произошла серьезная поломка. Лопнула тяга перекладки вертикального руля, которая проходила в надстройке.
Был выбор: доложить в штаб флота о поломке, ждать буксир и идти с позором в базу волочащимися буксиром за ноздрю или самим устранять поломку. На борту была своя электросварка. А кок подводной лодки имел навыки газоэлектросварщика.
Рискнули сварить поломанную тягу. Кок собрал на лодке свободные гаечные ключи и приварил их к месту обрыва. Так хорошо и надежно приварил, что уже после боевой службы ремонтники в доке базы долго хвалили его.
Им было крайне тяжело разобрать качественную сварку.
Вместе с подготовительным училищем военно-морской стаж Алексея Лушникова составляет ровно 40 календарных лет. В 1973 году он оставил службу на подводных лодках и был переведен в штаб Черноморского флота и назначен старшим помощником оперативного дежурного.
Служил на командном пункте при трех командующих: Сысоеве, Ховрине, Калинине.
Все оперативные дежурные, с которыми довелось служить Лушникову, по его словам, были очень ответственными офицерами, грамотными и опытными.
Они прошли школу командования крейсерами, бригадами надводных кораблей и подводных лодок.
В период своей боевой службы командный пункт отвечал за весь флот.
Этому командному пункту подчинялись командные пункты всех соединений кораблей и подводных лодок.
Оперативный дежурный и его помощники отслеживали всю оперативную обстановку по Черному и Средиземному морям... Службу Алексей Иванович закончил в июне 1984 года в звании капитана 1 ранга.
На малых лодках служба считалась год за два. На средних лодках - год за полтора. В общей сложности набежало 55 лет выслуги. Двадцать из них - в прочном корпусе подводных лодок.
Сегодня эфире: "Адмиральский чай": героем нового выпуска на телеканале "Россия 1" стал ветеран-подводник, капитан первого ранга Алексей Лушников, который 20 лет прослужил на подводных лодках Черноморского флота.
— Как после Великой Отечественной войны курсанты со всей страны из руин восстанавливали Черноморское военно-морское училище и Севастополь?
— История развития подводного флота Советского Союза: какие задачи выполняли в акватории Чёрного моря носители ядерного оружия?
Об этом и многом другом в интервью с Алексеем Лушниковым смотрите в нашей группе Вконтакте.
Вести Севастополь | Вести Севастополь
#АдмиральскийЧай