Сегодня музей военно-морского флота «Севастопольской кают-компании» получил в дар ценнейшие реликвии! Это оригинальный кормовой флаг ВМФ СССР Большого противолодочного корабля «Азов» и командирские часы с исторической гравировкой в память о БПК "Керчь".
Музей ВМФ сердечно благодарит нашего уважаемого дарителя кап. 3 ранга в запасе Чингаева Александра Сергеевича за верность военно-морскому флоту и хранение памяти о нем! Низкий поклон от руководства и коллектива музея! Обязуемся бережно хранить ценные подарки и показывать их наших посетителям.
Информативно: БПК «АЗОВ»
ТТД:
Водоизмещение: 8565 т.
Размеры: длина - 173,4 м, ширина - 18,5 м, осадка - 5,74 м.
Скорость полного хода: 32 узла
Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта
Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК "Метель", 2 ПУ ЗРК "С-300Ф", 1 ПУ ЗРК "Шторм", 2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.
Экипаж: 380 человек.
История корабля:
Большой противолодочный корабль пр.1134БФ
Различными вариантами программ кораблестроения в середине 60-х годов ХХ века предполагалось построить для советского ВМФ 32 БПК пр.1134 (1134А).
Однако уже в начале их строительства было понятно, что для выполнения задуманной программы к ее выполнению нужно подключать еще как минимум один завод (помимо ССЗ имени А.А.Жданова, который строил корабли данного проекта), каким мог стать завод мм. 61 Коммунара в Николаеве, поскольку там завершалось строительство БПК пр. 61 и постепенно высвобождались мощности для строительства новых кораблей.
Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61, a также потенциальные возможности их производителя - Южно-турбинного завода (ЮТЗ) в том же Николаеве, официально именовавшегося НПО "Заря" - с одной стороны, и в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных кораблей - Кировского завода в Ленинграде - с другой, почти однозначно подсказали или продиктовали решение о корректировке "материнского" пр.1134. под другую энергетику - газотурбинную.
Тактико-техническое задание на проект, получивший номер "1134Б", было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ - капитан 2 ранга О.Т. Софронов.
Внедрение на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения.
На пр.1134Б можно была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размерения корабля позволили разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных комплекса самообороны "Оса-M"; так же на нем были установлены 76-мм артустановки АК-726.
Всего по пр.1134Б было построено 7 кораблей, 4 из которых служили на Черноморском флоте
Большой противолодочный корабль "Азов" был зачислен в списки кораблей ВМФ 04.01.1972 г. и 21.07.1972 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2004). Спущен на воду 14.09.1973 г., вступил в строй 25.12.1975 г. и 19.02.1976 г. включен в состав КЧФ.
Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Через два года после принятия в состав флота, в 1977 году, на БПК “Азов” был установлен опытный образец зенитно-ракетного комплекса С-300Ф.
В состав опытного oбразца ЗРК входила две револьверных пусковых установки на 48 ракет и система управления "Форт", которые разместили на месте снятого кормового ЗРК "Шторм".
Указанный комплекс, начатый разработкой в 1969 г. на базе ЗРК С-З00П для войск ПВО-страны НПО "Альтаир" и КБ "Факел", предназначался для отражения атак групповых, в т.ч. сверхзвуковых воздушных целен в большом диапазоне высот, включая малые - 25-30 м. В качестве основных задач нового ЗРК приоритетными назначались поражение самолетов РТР и РЭБ или хотя бы удаление рубежей работы их разведывательно-помеховых систем от обороняемого соединения, а также перехват противокорабельных ракет и управляемых авиабомб.
Осталась и задача поражения морских целей, решать которую позволяло наличие на ракете довольно мощной осколочно-фугасной БЧ весом 130 кг. В ЗРК С-ЗООФ впервые реализовывался вертикальный старт ЗУР из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), размещаемых, в свою очередь, в барабанах пусковой установки револьверного типа. Принципиально новой явилась и помехозащищённая многоканальная система управления "Форт", название которой уже после принятия комплекса на вооружение распространили на весь ЗРК.
Система управления (СУ) "Форт" позволяла одновременно сопровождать 12 и обстреливать 6 целей. Основу СУ составляла многофункциональная РЛС подсвета целей и наведения ракет, кроме этого (в пространственном секторе 90х90 градусов) она могла работать и в поисковом режиме общего обнаружения (т.е. самой искать и находить цели). Такие качества СУ достигались применением в РЛС фазированной антенной решетки (ФАР) и двух ЦВМ нового поколения.
В конце 70-х годов данный комплекс начал испытания на Черном море.Многие технические решения в данном ЗРК были реализованы впервые, поэтому после установки комплекса на БПК "Азов" доработки и изменения продолжались в течении 6 лет. В 1983 году окончательные испытания комплекса С-300Ф проводились под непосредственным руководством командира батареи лейтенанта Никитина И.Н., командира группы управления старшего лейтенента Куликова Ю.В., командира БЧ-2 капитана 2-го ранга Басистого.
Таким образом, "Азов" был единственным в мире кораблем, на котором одновременно стояло целых три разных зенитно-ракетных комплеса: "Форт", "Шторм" и "Оса-М".
22.01 - 26.01.1990 г. нанес визит в Пирей (Греция);
25.06 - 01.07.1990 г. - в Гавану (Куба);
24.06 - 28.06.1991 г. - в Тулон (Франция);
15.08 - 19.08.1991 г. - в Констанцу (Румыния).
Был выведен из состава флота в 2000 году и впоследствии разделан на металл. Название корабля было передано большому десантному кораблю Черноморского флота
#КлубМузейВМФ