Указ Сената о постройке судов для Донской (Азовской) военной флотилии.
К 1735 году флотилия имела несколько десятков плоскодонных артиллерийских парусных судов и галер.
В ходе русско-турецких войн XVIII века неоднократно расформировывалась и создавалась.
ДОНСКАЯ (АЗОВСКАЯ) ФЛОТИЛИЯ
18 (7) сентября 1733 г. вышел Указ Сената о постройке судов для Донской (Азовской) военной флотилии.
К 1735 году флотилия имела несколько десятков плоскодонных артиллерийских парусных судов и галер. В ходе русско-турецких войн XVIII века неоднократно расформировывалась и создавалась.
Азовская военная флотилия (Азовская военно-морская флотилия) — название формирований российского, во время гражданской войны Белого и Красного, а впоследствии советского военно-морского флота, предназначавшихся для действий на Азовском море.
В 1696 году для борьбы с Османской империей Петр I приказал начать строительство гребных судов в Воронеже. В 1698 году там же был заложен первый парусный 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Базой флота стал Таганрог.
В 1712 году по условиям Прутского договора Петр был вынужден ликвидировать флот на Азовском море.
Обострение политических разногласий с Турцией в начале 30-х годов XVIII века заставило возобновить строительство кораблей для Дона и Азовского моря, прекращенное после смерти Петра I.18 (7) сентября 1733 года был издан указ Сената о создании Донской флотилии и постройке для нее судов.
Центром судостроения выбрали Тавров, на стапелях которого еще в петровские времена было заложено несколько галер и ботов.
Работы велись очень активно, и уже на следующее лето были спущены на воду 15 галер, 15 прамов, несколько десятков малых судов, а на освободившихся стапелях заложили 20 галер.
Командующим флотилией был назначен опытный военный моряк контр-адмирал П.П. Бредаль, служивший в российском флоте с 1703 года.
В 1735 году началась война с Турцией, а весной следующего года к Азову прибыли главные силы русской армии и суда Донской флотилии, насчитывавшей к этому времени 9 больших 44-пушечных и 6 малых 8-пушечных прамов, 35 галер и 29 малых судов. Началась осада крепости.
Турция прислала на помощь гарнизону отряд кораблей, но из-за мелководья они не смогли войти в устье Дона, а Донская флотилия не допустила перевозки подкреплений в крепость на гребных судах.
Не выполнив своей задачи, отряд турецких кораблей ушел, после чего 19 июня 1736 года гарнизон Азова капитулировал.
В следующем году Донская флотилия прикрывала приморский фланг русской армии генерал-фельдмаршала П.П. Ласси, снабжала ее припасами, перевозила войска, высаживала десанты и вела обстрелы прибрежных укреплений.
В июне - августе 1737 года флотилия Бредаля и береговые батареи отразили несколько попыток турецких кораблей высадить десанты.
В эти дни совершил подвиг командир мортирного бота П. Дефремери, взорвавший бот вместе с собой и окружившими его турецкими галерами. Только с наступлением холодов флотилия возвратилась в Азов для зимней стоянки.
В апреле 1738 года флотилия начала новую кампанию с перевозки грузов и пополнения для армии фельдмаршала Ласси.
В начале июня 16 турецких кораблей попытались окружить суда Донской флотилии у Федотовой косы, но моряки прорыли через узкий перешеек на косе ров и вывели корабли из-под удара. Турки заметили этот маневр и вновь загородили путь кораблям Бредаля.
15 июня вице-адмирал П.П. Бредаль приказал вытащить лодки на отмель, орудия с них снять и установить на берегу. 18 и 19 июня огнем этих орудий были сорваны попытки турецких кораблей приблизиться к лежащим на берегу русским судам.
Но несмотря на героизм моряков, дни флотилии были сочтены. Не имея возможности прорвать блокаду, 15 июля было принято решение “консилиума” морских офицеров о сожжении судов и возвращении в Азов по суше.
В тот же день лодки были сожжены, а пушки, боеприпасы и провизия доставлены в Азов. 15 октября 1739 года, после заключения с Турцией мирного договора, Донская флотилия была расформирована.
С началом русско-турецкой войны 1768-1774 годов Донская (Азовская) флотилия была воссоздана. В феврале 1769 года в Таганрог прибыл контр-адмирал А.Н. Сенявин, которому Адмиралтейств-коллегия поручила возглавить строительство кораблей для флотилии, а затем принять над ними командование.
Для действия по мелководному Азовскому морю А.Н. Сенявиным и вице-адмиралом Г.А. Спиридовым были предложены проекты “новоизобретенных” судов, имевших плоское дно, малую осадку, но хорошо вооруженных 12 – 16 пушками 6-ти и 12-фунтового калибра.
Строительство “новоизобретенных” судов было начато в Павловске и на Икорецкой верфи. В Таганроге и Таврове для флотилии строились прамы, дубель-шлюпки и казачьи лодки.
За исключительные заслуги в деле строительства флотилии А.Н. Сенявину 4 июня 1769 года было присвоено звание вице-адмирала, а к концу этого же месяца первые 5 44-пушечных прамов возрожденной флотилии спустились по Дону к Азову. Сразу 220 пушек прикрыли крепость с моря.
1769 и 1770 годы прошли в тяжелой и напряженной работе по строительству кораблей флотилии. К осени 1770 года в ее состав входило 10 “новоизобретенных” кораблей и 2 бомбардирских судна.
20 сентября 1770 года в устье Хопра были заложены первые два 32-пушечных фрегата будущего Азовского флота. 17 мая 1771 года вице-адмирал А.Н. Сенявин поднял свой флаг на корабле “Хотин” и во главе флотилии вышел в Азовское море.
Вскоре флотилия Сенявина перешла на рейды Керчи и Еникале, оставленные турецкими войсками. 5 августа 1771 года 4 “новоизобретенных” корабля под командованием капитана I ранга Сухотина вышли в Черное море.
Руководимые вице-адмиралом Сенявиным и капитанами I ранга Сухотиным и Кингсбергеном, корабли флотилии участвовали в сражениях с турецкими кораблями у Суджук-Кале, у Балаклавы, у берегов Тамани, в устье Кубани и всюду одерживали победы.
За зиму 1773-1774 годов флотилия пополнилась еще 3 фрегатами, 2 галиотами и 2 палубными ботами, и к лету 1774 года представляла из себя грозную силу.
28 июня 1774 года в Керченском проливе произошло последнее морское сражение этой войны. 10 июля в небольшой деревушке Кучук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по которому все Азовское море оставалось за Россией.
Кроме того, Россия получала права свободного торгового плавания по Черному и Мраморному морям, а Турция отказывалась от своих прав на Крым и Кубань. В 1783 году флотилия была расформирована, а большая часть ее кораблей составила основу, созданного в мае этого же года, Черноморского флота.
Третий раз Донская флотилия была возрождена в марте 1919 года для содействия войскам Южного фронта Красной армии в боях против белогвардейских частей генерала А. Деникина.
Состояла она из 2 канонерских лодок, 4 вооруженных пароходов, 6 сторожевых катеров и нескольких вспомогательных судов.
В конце июня 1919 года в связи с утратой районов базирования флотилия была временно расформирована и вновь создана в марте 1920 года под названием Доно-Азовской военной флотилии.
Ее корабли обороняли устье Дона и Таганрогский залив, перевозили десанты и поддерживали огнем войска. После окончания боевых действий летом 1921 года флотилия была расформирована.
С началом Великой Отечественной войны для содействия войскам 9-й и 56-й армий, оборонявшим Таганрог, Ростов-на-Дону и устье Дона, был сформирован Отдельный Донской отряд Азовской военной флотилии (1 монитор, 3 вооруженных парохода, 8 бронекатеров и 9 полуглиссеров).
Командиром отряда был назначен капитан I ранга С.Ф. Белоусов. С выходом немецких войск к этим рубежам часть кораблей отряда перешла на Кубань, остальные были уничтожены. - Александр Антонов
Продолжение:
ОК: https://ok.ru/profile/597821563186/statuses/158992136178994
ФБ: https://www.facebook.com/groups/164922928292863/permalink/440090330776120/
Биография (Бредаль П. П):
https://www.facebook.com/groups/164922928292863/permalink/440096274108859/
Биография (Сенявин А.Н):
https://www.facebook.com/groups/164922928292863/permalink/440114104107076/
Биография (Ласси П.П): https://www.facebook.com/groups/164922928292863/permalink/440129554105531/
#КаютКомпания #МорскаяКоллегия
В Севастополе? зайдите в наш музей ВМФ: www.wardroom.ru/museum
Больше фото и видео (рекомендуем):
https://vk.com/wall210898370_4930