Русская эскадра в Севастополе
Русская эскадра на Севастопольском рейде
«Русская эскадра на Севастопольском рейде» — картина русского живописца Ивана Айвазовского, написанная в 1846 году. Другое название этой работы «Севастополь перед полуднем во время высочайшего туда приезда».
Художественное полотно находится в Государственном Русском музее, куда было передано в 1924 году из Государственного Эрмитажа.
Иван Константинович Айвазовский — русский живописец и график, один из самых известных маринистов XIX века. Во время Крымской войны дважды посетил осаждённый Севастополь. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота; много интересных картин посвящено Севастополю.
В первой половине 1840-х годов Айвазовский пользовался большим вниманием императора Николая I, и художник получил заказ на исполнение нескольких картин.
16 марта 1846 года Айвазовский сообщал графу Зубову о том, что император Николай I доставил ему счастье «…отправиться из Николаева в Севастополь на одном пароходе с Его Величеством, который все время чрезвычайно был ко мне милостив и много картин заказал во время смотра морского в Севастополе».
Летом этого же года, по случаю десятилетия творческой деятельности художника, в Феодосии состоялась первая персональная выставка его работ, на которой была представлена картина «Севастополь перед полуднем во время высочайшего туда приезда». Судя по тому, что в центре полотна изображена яхта с поднятым императорским штандартом, перед которой выстроились в парадном порядке боевые корабли, картина именно та, которая была заказана художнику Николаем I.
Толпа народа с восторгом приветствует входящую в Севастопольскую бухту флотилию. Торжественно стоят суда на рейде согласно рангам, начиная с самых крупных трехмачтовых линейных кораблей и фрегатов, оснащенных тяжелой артиллерией, до небольших однопалубных корветов и бригов с легкими орудиями для навесной стрельбы.
Величественное полотно Айвазовского показывает мощь русского Черноморского флота — к тому времени русские моряки добились множества побед на море.
Ничто на этой картине еще не предвещало трагической судьбы Севастополя — черноморской жемчужины российской короны — и русского флота в предстоящей Крымской войне 1853—1856 годов.
Корабли, изображенные на картине, включая и флагман черноморского парусного российского флота линейный 130-пушечный линейный корабль «Двенадцать апостолов», спущенный на воду в 1841 году, были затоплены на входе в Севастопольскую бухту в 1854 году, чтобы не допустить захода в нее кораблей франко-англо-турецкого флота и таким образом обезопасить Севастополь с моря.
На картине также запечатлён отменённый впоследствии ритуал моряков: во время рейда стоять на реях мачт, соблюдая равнение.
Интересно, что с кораблем «Двенадцать апостолов» у И. К. Айвазовского связано одно из самых ярких воспоминаний этого периода: на упоминавшуюся выше выставку произведений Айвазовского (в ознаменование 10-летия художественной деятельности и возвращения в родной город) в Феодосию из Севастополя с поздравлениями пришел отряд из пяти военных парусных кораблей во главе с «Двенадцатью апостолами» под командованием тогда еще капитана первого ранга В. А. Корнилова, чтобы поздравить молодого художника от имени черноморских моряков.
Произведение выполнено маслом на холсте. Восходящее солнце, зеркальная гладь ещё не проснувшегося моря, на выходе из Севастопольской бухты контуры кораблей, мачты которых царапают светло-голубое небо, и облака в виде белого пара-тумана. Корабли направляются к южному берегу – трёхъярусный Николаевский форт.
На Центральном городском холме, освещённом утренними лучами, – обратите внимание: по правую сторону находится «Ласточкино гнездо», различимы фасады Петропавловской церкви, очертания Адмиралтейской башни, Адмиралтейского собора святителя Николая и много крыш других, неизвестных нам зданий.
Копию данной картины вы можете увидеть в Клубе музея ВМФ "Севастопольской кают-компании", а также купить билет, чтобы ознакомиться со всей экспозицией: https://wardroom.ru/