Проект 1164 «Атлант» (121) Ракетный крейсер «Москва»
Ракетный крейсер «Москва»
ТТД: Водоизмещение: 11280 т.
Размеры: длина - 186 м, ширина - 20,8 м, осадка - 6,28 (габаритная – 8,4) м.
Скорость полного хода: 32,5 узла.
Дальность плавания: 8070 миль при 18 узлах, 2500 миль при 30 узлах, 2200 миль при 32,5 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 2х71000 л.с., 2 вала.
Вооружение: 8х2 пусковых установок комплекса "Вулкан" (16 ракет П-1000), 8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса "Форт" (боекомплект 64 зенитных ракеты 5В55РМ), 2x2 пусковых установки ЗИФ-122 зенитно-ракетного комплекса "Оса-М" (боекомплект 48 зенитных ракет 9М33), 1x2 130-мм артустановка AK-130 (боекомплект 600 выстр.),
6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630 (боекомплект 48000 выстр.), 2x5 533-мм торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед СЭТ-65), 2x12 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (боекомплект 144 реактивных глубинных бомб РГБ-60), 1 противолодочный вертолет Ка-27ПЛ (или поисково-спасательный Ка-27ПС).
Экипаж: 485 чел.
История корабля:
Ракетный крейсер пр.1164
В середине 70-х XX века гг. в СССР был создан ракетный комплекс "Базальт" с противокорабельными ракетами П-500. Ракета имела массу около 6 тонн, дальность стрельбы 550 км, обычную (500 кг) или ядерную боевую часть, сложную траекторию полета и скорость, в два раза превосходящую скорость звука.
На П-500 была впервые установлена система РЭП, обеспечивающая защиту от средств ПВО авиационно-ударной группировки. Носителями крылатых ракет, среди прочих, должны были стать новые ракетные крейсера, способные применить в одном залпе 16 противокорабельных ракет, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих на то время ракетных крейсеров.
Разработка проекта была поручена Северному ПКБ. Головной ракетный крейсер серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием "Атлант" был заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г.
Корабль, получивший имя "Слава", был спущен на воду 27 июля 1979 г., через год произошло заселение экипажа, вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале следующего года включен в состав Краснознаменного ЧФ.
Название "Слава" в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-пушечный фрегат, отличившийся в войне 1768-1774 гг. с Турцией; в конце XVIII в. его сменил 38-пушечный фрегат, охранявший воды Балтики, а в годы 1-й мировой войны с кораблями германского флота сражался линейный корабль "Слава".
Корабль попал в 150-ю БРНК, где он до 1990 г. представлял главную ударную силу Краснознаменного ЧФ. В июле 1989 г. на крейсере "Слава" проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского базирования.
Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим разрешением около 2 кэв.
Детектор размещался непосредственно на ПУ "убийцы авианосцев" (такое прозвище получили крейсера проекта 1164 на Западе). Полученный в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие ядерной боеголовки.
При этом результаты измерений показали, что таким путём практически нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало обе стороны.
В начале декабря 1989 г. ракетный крейсер "Слава" принимал участие в обеспечении первой встречи Генерального секретаря Компартии СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о. Мальта.
В 1990 г. "Славу" поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в восемь с половиной лет. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. Шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта.
22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя - "Москва". 12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.
19 июля 1999 г., после нескольких переносов времени выхода, "Москва" наконец покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте.
В апреле 2000 г. впервые за 10 лет "Москва" вышла в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности.
В 2002 г. "Москва" снова вышла в на боевую службу в Средиземное море, а в 2003 году в составе соединения кораблей ЧФ участвовала в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ВМС Индии в Индийском океане.
С 9.08 по 10.09.2008 г. крейсер в составе группировки кораблей ЧФ принял участие в проведении миротворческой операции российских войск на территории Южной Осетии, направленной на принуждение грузинских властей к миру.
С 8.02 по 24.02.2014 г. крейсер выполнял задачи по обеспечению проведения зимних Олимпийских игр в Сочи.
ГРКР "Москва" с сентября 2015 г. по январь 2016 г. выполнял задачи боевой службы в восточной части Средиземного моря по противовоздушному прикрытию с морского направления авиабазы российских Воздушно-космических сил в Хмеймим (Сирия).
Всего на счету корабля 19 боевых служб, в том числе в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
22.07.2016 г. министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил орден Нахимова гвардейскому ракетному крейсеру "Москва" в соответствии с Указом Президента России "За заслуги в обеспечении безопасности государства, высокие показатели в боевой подготовке, мужество и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе выполнения учебно-боевых задач". Церемония прошла в Севастополе на борту крейсера.
Корабль находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ.
В феврале-апреле 2022 г. крейсер участвовал в специальной военной операции, проводимой Росийской Федерацией на территории Украины.
Вечером 13.04.2022 г. гвардейский ракетный крейсер Черноморского флота "Москва", находящийся в море южнее Одессы, получил серьезные повреждения в результате детонации боезапаса, произошедшей из-за пожара, экипаж корабля был эвакуирован на находящиеся в районе корабли флота.
14.04.2022 г. при буксировке крейсера в порт назначения из-за повреждений корпуса, полученных в ходе пожара, корабль потерял остойчивость. В условиях штормового волнения корабль затонул в Черном море. По данным Министерства обороны РФ, потери экипажа крейсера - 1 погибший и
27 пропавших без вести.
Этим кораблем командовали:
- контр-адмирал Москаленко, Вадим Олегович (июнь 1979 - июнь 1984);
- капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (июнь 1984 - февраль 1988);
- капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич (февраль 1988 - июнь 1989);
- капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич (июнь 1989 - июнь 1993);
- капитан 1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович (июнь 1993 - апрель 1996);
- контр-адмирал Владимир Иванович Богдашин (апрель 1996 - февраль 1998);
- капитан 1 ранга Куликов Валерий Владимирович (февраль 1998 - декабрь 1999);
- капитан 1 ранга Железняков Алексей Михайлович (декабрь 1999 - 2002);
- капитан 1 ранга Щербицкий Александр Вадимович (2002 - 2006);
- капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович (июль 2006 - июнь 2009);
- капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович (июнь 2009 - январь 2015);
- капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович (январь 2015 - декабрь 2016);
- капитан 1 ранга Добрынин Дмитрий Константинович (январь 2016 - июнь 2017);
- капитан 1 ранга Князев Олег Ярославович (июль 2017 - май 2020);
- капитан 1 ранга Куприн Антон (май 2020 г. - апрель 2022).